Блокфлейта тенор

(фото: блокфлейта тенор) На этой странице рассматриваются особенности блокфлейты тенор в строе до. Использовалась статья A Plea for the Tenor Recorder in C (Sascha Mommertz) из раздела Tenor Recorder in C after P. Bressan, A:415 Hz (сайт http://www.sorel-recorders.nl).
Теноровая блокфлейта не только инструмент для ансамбля, но и сольный инструмент. Он использовался, чтобы играть музыку для скрипки, гобоя или барочной поперечной флейты. Есть и специальные произведения для тенора. В тональностях, где много бемолей играть на таком инструменте легче, чем на voice flute. Работы для блокфлейты тенор: сюиты Gautier de Marseille; сюиты M. Locke; квинтеты Mancinelli.
В 18ом веке основной разновидностью блокфлейты был альт в фа. На нем играли музыку, которую сочиняли специально для этого инструмента. И исполняли переложения произведений с поперечной флейты, гобоя и скрипки. Ноты транспонировали, чтобы они лучше соответствовали диапазону блокфлейты альт. Но при этом партия баса continuo становилась слишком высокой (после транспонирования). Это не сложно для клавишных инструментов, но виолончелисты или духовые басисты могли получить проблемную партию.
На континенте известны блокфлейты в строе фа и до, в Италии были распространены инструменты в соль, в Англии было больше вариантов (например в си-бемоле и в ре). Были популярны voice flute, потому что они совпадали по строю с поперечными флейтами. «Флейта голоса» очень удобна для музыки, где много диезов в тональности. Тональности, где много бемолей лучше подходят для блокфлейт в си-бемоле («четвертые флейты»).
Известный мастер по деревянным духовым Томас Стенсби младший считал, что тенор в до очень важен. У такой блокфлейты есть следующие преимущества:
- Инструмент настроен в до. Это хороший компромис между строями, которые использовались для блокфлейт. Можно нормально играть музыку в любых тональностях.
- Инструмент ближе по аппликатуре к барочной поперечной флейте, чем voice flute. Например: низкое ре на блокфлейте тенор ● ●●● ●●●○, на барочной поперечной ●●● ●●● (у поперечных флейт не было октавного клапана для большого пальца и эта аппликатура дает нижний тон). На флейте голоса аппликатура ноты ● ●●● ●●●●.
- Потому что тенор звучит на октаву ниже, чем сопрано. Поэтому нет большого разрыва между басом continuo и верхним голосом.
В эпоху Возрождения (15 - 16 века) блокфлейта тенор была часть консорта. Ей часто поручали средние голоса, иногда верхние или басовые партии. Блокфлейта применялась в консортах и в Барокко, но меньше. Иногда барочные ансамбли блокфлейтистов объединяли в оркестры (Lully). Блокфлейта стала активнее использоваться для сольной игры. Конструкция инструмента изменилась. Во время Ренессанса делали инструмент монолитно, с прямым каналом. Это давало сильный низкий регистр, но ограниченный диапазон (несколько больше одной октавы). В Барокко блокфлейты стали делать из трех частей, полностью изменили канал (он стал конический). У таких флейт относительно слабый нижний регистр, но хороший высокий. Диапазон стал немного больше двух октав. Музыка Барокко более сосредоточена на сольной игре.
В 20 - 21 веках блокфлейта тенор пользуется популярностью благодаря своему теплому и мягкому звуку.
Есть недоразумение, которое касается исполнения французской музыки Барокко на блокфлейте. До сих пор voice flute использовалась в качестве «французской» модели вместе с альтом. С исторической точки зрения это не очень правильно.

1. «Флейты голоса» типично английские инструменты. Известны английские оригинальные модели (Брессан, Стенсби). Есть французские блокфлейты тенора (Hotteterre, Dupuis, Rippert, Bizey). У этих инструментов аппликатура близка к барочной поперечной флейте.
2. Нет никакой французской музыки для voice flute. Сюиты Dieupart изданы для английских инструментов («флейта голоса», «четвертая флейта»).
В наше время возможно использовать voice flute для француской музыки, но историческая правильность этого сомнительна.
Барочная блокфлейта тенор использовалась в качестве солирующего инструмента (для исполнения скрипичных и флейтовых произведений) и как ансамблевый инструмент (Faber, Gautier de Marseille, Mancinelli, A. Marcello, A. Scarlatti, Witt). Были и оркестровые применения тенора (Lully, Vivaldi). Количество сохранившихся специальных произведений для блокфлейты тенор больше, чем для voice flute (только 6).

Дальше приводится информация, которая взята из статьи STANESBY JUNIOR'S "TRUE CONCERT FLUTE" с сайта Филиппа Болтона.
В 1732 году блокфлейта, вероятно, уже меньше использовалась и заменялась поперечной флейтой. С конца 17го века блокфлейтовую музыку соло или концерты играли чаще всего на альте в фа. Партию обычно транспонировали в удобную тональность, когда блокфлейта применялась вместе с другими инструментами.
Томас Стенсби младший (производитель блокфлейт из Англии) предложил использовать блокфлейту тенор, которую он назвал «Истинно концертной флейтой». В брошюре он написал в 1732 году, что отсутствие нот ниже фа является недостатком для блокфлейты. Он предложил использовать блокфлейту в строе до, на которой возможно играть партию без транспонирования. У такого инструмента также есть возможности для исполнения репертуара гобоя, поперечной флейты и скрипки в пределах диапазона.
Блокфлейта тенор уже была известна. Она использовалась уже в эпохе Возрождения, но для других целей. Блокфлейты тенор изготавливались во времена Барокко: Hotteterres во Франции, Denner в Германии, Bressan, и Stanesby в Лондоне. Но идея так применять инструмент видимо была новой.
Томас Стенсби сделал блокфлейту тенор с совершенно новым подходом к конструкции. Флейта состояла из четырех частей. Для каждой руки сделано отдельное колено инструмента.
Эта новая блокфлейта определенно предназначена для соло. Широкий канал дает красивое качество тона, сильный нижний регистр и чистые высокие звуки, которые напоминают барочную поперечную флейту. Двойное отверстие позволяет легко брать до-диез. Есть мало блокфлейт барочного периода, которые имели двойные отверстия.
Есть сохранившаяся блокфлейта этой модели, которая находится в музее музыки в Париже.
Приблизительно в 1735 году французский музыкант Lewis Merci издал некоторые ноты для нового инструмента, но эта блокфлейта не получила широкого распространения. В то время росла популярность поперечной флейты. В энциклопедии Encyclopaedia Perthensis Or Universal Dictionary of the Arts, Sciences, Literature (published in Edinburgh en 1816) сказано о высоком качестве флейт Стенсби младшего.

обсуждение

Перейти в раздел