Блокфлейта: разновидности по строю

продолжение
(фото: voice flute)
В прошлой статье были рассмотрены блокфлейты разного регистра и их роль в консорте. Теперь подробнее остановимся на различных вариантах строя. Самые распространенные строи блокфлейт: до (сопрано, тенор) и фа (альт, бас). Это основа ансамбля. Но есть инструменты, которые отличаются.
«Флейта голоса» (voice flute). Это тенор в ре (фото справа). Считается, что этот инструмент близок по регистру и звучанию к женскому голосу сопрано. На флейте голоса можно играть барочную музыку для поперечной флейты без транспонирования (поперечная флейта traverso имеет строй ре). Инструмент удобен для тональностей, где много диезов. Композиторы написали не много музыки для voice flute. Сюиты 1-4 Dieupart; квинтет Loeillet для двух флейт, двух «флейт голоса» и континуо; некоторые части из concerti grossi op.6 Corelli.
Альт в соль. Есть модели альтов раннебарочного/ренессансного типа в строе соль. Также в соль строе могут изготавливать басы.
«Третья флейта» (альт в ля). Такой альт удобно применять в диезных тональностях.
«Четвертая флейта» (тенор в си-бемоле). Требуется для некоторых старинных произведений. Хорошо подходит для тональностей, где много бемолей.
«Шестая флейта» (сопрано в ре). Была очень популярным инструментом в восемнадцатом столетии в Англии. Использовалась на концертах и в сольных работах различными композиторами (Woodcock и Baston).

(При подготовке статьи были использованы материалы с сайта http://www.sorel-recorders.nl.)

С другой стороны, флейты делают по разным стандартам настройки. Современный камертон ля для настройки музыкальных инструментов дает звук частотой в 440 - 442 Гц. В разное время в разных городах использовались и другие варианты. Сейчас принято для исполнения старинной музыки настраивать инструменты в 415 Гц (ля первой октавы). Такой строй на полтона ниже современного. Еще больше усложняет классификацию и применение флейт тот факт, что некоторые инструменты могут быть построены не на современной равномерно темперированной системе, а совсем по другому принципу. (В статье вопросы темперации не рассматриваются. Будем считать, что все рассматриваемые блокфлейты равномерно темперированные.)


Далее приведен отредактированный перевод с сокращениями статьи: «Recorders — Relatively Speaking», «Sixteen Recorders At Four Relative Pitches» Rodney Waterman.

Шестнадцать блокфлейт и четыре стандарта строя

Возрождение старинной музыки привело к оживлению интереса к старинным музыкальным инструментам. Для целей исторически информированного исполнения старинных произведений часто используют настройку ля 415 Гц (на полтона ниже современного общепринятого строя). Производители стали изготавливать блокфлейты (и другие деревянные духовые) в разных строях и музыканты получили возможность исследовать разные нестандартные настройки не только для работы над старинной музыкой.
В школе старинной музыки Adelaide Winter School of Early Music (1996 год) один студент исполнил музыку из французской сюиты барочного периода. Я объявил (здесь и далее в переводе идет повествование от автора исходной статьи), что он будет играть во французском стандарте (A392 Гц) на «флейте голоса» (блокфлейта тенор в ре). Я играл сопровождение на гитаре. Студент играл партию замечательно. Но действительно ли это было верной работой? Действительно ли это был низкий французский строй?
Потом я указал, что на самом деле музыка игралась на современном теноре (A440 Гц) Moeck в строе до! Можно подумать, что такой инструмент эквивалентен voice flute в ре A392 (A392 на тон ниже, чем A440). Но у настоящей французской флейты 18го столения почти наверняка были бы отличия от современных инструментов. Получается, что блокфлейты могут брать на себя разные неожиданные роли в разных строях и это тоже интересно.
Большинство блокфлейтистов играют на современных инструментах в строе 440Гц. Но многие приобретают «барочные» блокфлейты. Особенно популярны альты в фа A415 (полутон ниже, чем A440). Другие настройки, принятые современными производителями (используются приращения по полутонам для удобства): A466 (барочный церковный строй — на полутон выше, чем A440); французский барочный строй A392 (целый тон ниже, чем A440 или полтона от A415). Некоторые инструменты сделаны в A404 или A410. Для более глубокого понимания вопроса рекомендуется справочник A player's guide to the recorder by Fred Morgan (The Recorder 6: 1-4, Victorian Recorder Guild, June 1987).
Альт в фа A415 может работать, как альт в ми А440 (блокфлейта № 11). Это удобно для работы вместе с современными гитаристами. Есть запись Piers Adams, где он играет музыку романтического периода 19 века на сопранино в ми A440 (блокфлейта № 2) с современным роялем. При этом многие диезные тональности становятся удобными без сложных последовательностей вилочных аппликатур: ми мажор, ля мажор, си минор, до-диез минор. «Четвертые флейты» в си-бемоле A415 (блокфлейты № 6 и 16) очень полезны в современном строе (A440), потому что они становятся «третьими флейтами» в ля и удобны для тональностей с диезами в ключе.
Один европейский музыкант (Michael Form) использует альт в фа A392, как альт в ми А415, чтобы играть сонату Баха в си миноре (BWV 1030). При этом используется аппликатура для до минора.
Альт в ми-бемоль в A415 (блокфлейта № 13) является, возможно, одной из самых полезных разновидностей блокфлейты для работы в современном строе. Этот инструмент становится «флейтой голоса» в ре A440 (я использовал его во многих треках компакт диска Agua e Vinho). Строй ми-бемоль A415 замечателен для тональностей ниже до мажора. Мне нравится играть сонату для скрипки Баха (BWV 1017) на этом инструменте (с некоторыми изменениями) в оригинальной тональности до минор (аппликатура как для тональности ре минор на альте в фа). Я думаю, что этот инструмент наиболее удачен из всех блокфлейт по размеру, весу, качеству тона, тембру и гибкости. У него есть глубина voice flute, но яркий ответ, как у альта. Я сделал бы его стандартной блокфлейтой!
Я также использовал сопрано в до A466 типа Розенбург (или Ван Эйк) (блокфлейта № 3), как шестую флейту в ре A415. Блокфлейтистка из австралии Zana Clarke играет исключительно в A466 в дуэте Nardoo. Она использует, в основном, блокфлейту Ганасси в соль (A466 – блокфлейта № 7) и флейту голоса в ре A415 (которая в A466 работает, как тенор в до – блокфлейта 14). Другой австралийский музыкант, Racheal Cogan, играет на флейте Ганасси в соль A440 (блокфлейта № 8) (выступает в ансамбле HaBiBis).
Есть много других способов, как можно использовать различные блокфлейты. Можно попробовать играть на теноре, как на альте, voice flute или басе. Иногда представляю, что мой альт – виолончель или труба для драматического или выразительного эффекта! На самом деле моя блокфлейта – блокфлейта и я вполне этим доволен! Таблица ниже дает некоторое представление о разнообразных возможностях использования инструментов в четырех различных градациях строя. Можно сказать, что серьезный опытный музыкант должен быть в состоянии нормально играть во всех тональностях на одном инструменте, но есть и другие возможности для обогащения тональной гибкости. Изучение этой таблицы может помочь открыть новые способы мышления для блокфлейтистов!
Строй: A392

A415

A440

A466

Блокфлейта № 1

сопранино g''

сопранино f# ''

сопранино f''

сопранино e''

Блокфлейта № 2

сопранино f# ''

сопранино f''

сопранино e''

сопранино Eb''

Блокфлейта № 3

сопрано Eb''

сопрано d'' (шестая флейта)

сопрано c# '' or Db''

сопрано c''

Блокфлейта № 4

сопрано d'' (шестая флейта)

сопрано c# '' or Db''

сопрано c''

сопрано h''

Блокфлейта № 5

сопрано c# '' or Db''

сопрано c''

сопрано h''

сопрано b''

Блокфлейта № 6

сопрано h''

сопрано b'' (четвертая флейта)

сопрано a'' (третья флейта)

сопрано Ab''

Блокфлейта № 7

альт b'

альт a' (третья флейта)

альт Ab'

альт g'

Блокфлейта № 8

альт a' (третья флейта)

альт Ab'

альт g' ('Ганасси')

альт f# '

Блокфлейта № 9

альт Ab'

альт g' ('Ганасси')

альт f# '

альт f'

Блокфлейта № 10

альт g'

альт f# '

альт f'

альт e'

Блокфлейта № 11

альт f# '

альт f'

альт e'

альт Eb'

Блокфлейта № 12

альт f'

альт e'

альт Eb'

флейта голоса d'

Блокфлейта № 13

альт e'

альт Eb'

флейта голоса d'

тенор Db' or c# '

Блокфлейта № 14

альт Eb'

флейта голоса d'

тенор Db' or c# '

тенор c'

Блокфлейта № 15

флейта голоса d'

тенор Db' or c# '

тенор c'

тенор h

Блокфлейта № 16

тенор h

тенор b (четвертая флейта)

тенор a (третья флейта)

тенор Ab

Таблица: 16 блокфлейт, каждая рассматривается для четырех вариантов настройки тональностей. Разные нестандартные строи, которыми пользуются профессиональные музыканты. Строи A392, A415, A440 и А466 отличаются друг от друга с шагом в полутон. Каждый инструмент может использоваться в разных ролях.
Об авторе исходной статьи. Rodney Waterman блокфлейтист, преподаватель и композитор, который живет в Мельбурне (Австралия). Он выпустил компакт диск Agua e Vinho с гитаристом Doug de Vries.

обсуждение

Перейти в раздел